Сергей Коннов о конкурсах ProjectNext

Сергей Коннов о конкурсах ProjectNext. Дизайн офиса: интерьеры, материалы, мебель, акустика. Коворкинги. БЦ.

О специфике проведения конкурсов в области дизайна и архитектуры порталу Архсовета Москвы рассказывает Сергей Коннов, руководитель проекта Projectnext.

— Какого рода объектами занимается конкурсное бюро ProjectNext?

Сергей Коннов.: Предметом наших конкурсов можно назвать дизайн в широком смысле — это архитектурные объекты, интерьеры, средовой и предметный дизайн. До сих пор мы не работали, пожалуй, только с графикой и брендингом, но если нам предложат, возьмемся и за это. Отдельно можно выделить дизайн офисных интерьеров поскольку, помимо конкурсов, мы уже 6 лет организуем большую премию Best Office Awards и являемся в этой сфере экспертами.

Нас не интересуют так называемые бумажные конкурсы. Мы начинали в 2008-2009 годах и с самого начала идея заключалась в том, что и заказчик, и конкурсанты — все нацелены на конкретный результат. Мы всегда очень долго выясняем с заказчиком, есть ли возможность реализации конкурсного дизайн-проекта и делаем все, чтобы она состоялась — собственно, в этом и состоит наша сверхзадача.
Конкурс «Дом на крыше». Шоу-рум компании «НЛК Домостроение» на территории центра дизайна ARTPLAY. Архитектурное бюро Milodamalo. Проект реализован.

— Вы проводите конкурсы по отработанной схеме?

С.К.: Да, мы предлагаем определенную схему. Например, мы одними из первых среди конкурсных операторов предложили на начальном этапе обязательно устраивать установочный семинар, куда приглашаются эксперты — авторитетные профессионалы в своей области. Основная задача такого семинара — погрузить участников в тему, дать максимально подробную информацию о предмете конкурса и уточнить детали, чтобы их творчество в процессе работы над проектом было уже более осмысленным. После чего участники представляют свои работы жюри и эксперты выставляют баллы, все это накладывается на мнение заказчика. Мы тоже со своей стороны советуем иногда, и в результате находится некое среднее арифметическое.
Конкурс на проект офиса для коммуникационной группы Target Media. Архитектурное бюро «Практика». Проект реализован.

— А как вы отбираете конкурсантов?


С.К.: Как такового отбора нет. Наши конкурсы бесплатные и открыты для каждого, вы просто регистрируетесь и все, никаких дополнительных условий. Потом присылаете работу и ее оценивают. Из лучших работ формируется шорт-лист. Авторов отобранных в него проектов мы приглашаем на открытую защиту своих работ, давая возможность лично представить свои идеи заказчику и членами жюри.

Конкурс на проект шоу-рума для компании «Экоокна». Архитекторы: Ованес Задикян и Александр. Ширинкин

— А как, если у вас нет квалификационного отбора, вы избегаете рисков выбрать тех, кто не имеет опыта воплощения проектов?

С.К.: К нам обычно обращаются те, кто точно знает, что им нужно, т.е. это квалифицированный заказчик. Вместе с ним мы формируем четкое ТЗ, что, на мой взгляд, является одним из самых главных моментов конкурса. Работы оцениваются не только заказчиком, у которого право решающего голоса, но и профессиональным жюри — экспертами, влияющими на принятие решения. Я знаю, что в больших конкурсах существует такая практика, что мнение жюри является окончательным, но в нашем случае мне это не представляется верным — заказчик должен иметь право решающего голоса.

Конкурс для итальянской компании Valli&Valli. Автор: архитектор Михаил Лейкин. Ручка запущена в производство и продается.

Стенд с ручкой Михаила Лейкина на выставке iSaloni в Москве

Да, бывает, что на стадии реализации, заказчик сталкивается с тем, что на реальных объектах приходится обращаться к опытным архитектурным компаниям, потому что молодые ребята придумывают отлично, но чтобы качественно сделать рабочую документацию нужен опыт. Но все же изначально у нас конкурс концепций, а не тендер на лучшую реализацию.

И мы очень гордимся тем, что наш первый конкурс выиграли молодые ребята, которые в то время работали сотрудниками в мастерской у Алексея Бавыкина. Это был один из самых успешных конкурсов по дизайну интерьера — для рекламного агентства «Таргет Медиа». Заказчик выбрал проект и заключил с авторами контракт. Они сделали всю рабочую документацию, а на заработанные деньги открыли собственное архитектурное бюро «Практика». Это пример того, что предложить интересный концепт могут и те, кто пока не имел большого опыта воплощения проектов.

Конкурс «Идеи для IQ-Квартала» для компании «Галс-Девелопмент». Архитектор: Галина Лаврищева

— Сегодня существует практика проведения конкурсов с помощью интернет-платформ. Как технически происходит у вас?

С.К.: Анонсы, регистрация, коммуникации конечно проходят через интернет — наш портал projectnext.ru. Но интернет не заменит живого общения. Отличительная черта наших конкурсов, что одним из этапов у нас всегда является живая презентация — открытая защита проектов, попавших в шорт-лист. То есть сначала мы проводим установочный семинар, потом люди придумывают концепты, потом мы вместе с заказчиком и жюри оцениваем, кто попадает в шорт-лист, а потом уже финалистам предлагаем выступить с презентацией. Защита всегда довольно интересно происходит — люди представляют свои проекты, им задают вопросы, идет интересное обсуждение.

— А закрытые конкурсы вы проводили?

С.К.: Да у нас был прецедент, мы помогали компании «Баркли» организовать закрытый конкурс на концепцию клубного дома в Замоскворечье. Заказчик хотел дом в классическом стиле и изначально выбрал ограниченное количество участников, поскольку посчитал что архитекторов, которые работают качественно в этом направлении, условно говоря, не так много. Это пример, когда работает концепция закрытого конкурса. Но вообще мы больше любим открытые состязания, поскольку они приносят больше новых идей.

— Ваши конкурсы рассчитаны на молодых архитекторов?

С.К.: У наших конкурсов нет задачи ориентироваться на какие-либо группы или отдельные слои архитектурного сообщества. Задача всегда одна — решить потребность заказчика. В этом смысле многое зависит от уровня и масштаба этих потребностей. Например, в шорт-лист конкурса «Новое пространство Росатома», который мы проводили для госкорпорации Росатом вошли довольно опытные и хорошо известные российские команды ABD architects и UNK project.

— Как, на Ваш взгляд, повысить интерес заказчика к конкурсной процедуре?

С.К.: Наверное нужно больше об этом говорить и пропагандировать саму идею конкурсов. Я уверен, что конкурсы это уникальная форма работы для заказчика. Конечно, если заказчик точно знает, чего он хочет, то возможно лучше обратиться в конкретное архитектурное бюро. Ну или устроить закрытый тендер между несколькими известными игроками

В офисной индустрии, кстати, вот это второе направление уже становится нормой. Многие крупные компании приглашают на тендеры несколько бюро, потому что понимают, что не получат такой результат у одного архитектора, который вряд ли предложит что-то выходящее за пределы своего опыта и сформировавшегося стиля. С этой точки зрения конкурсы — уникальная возможность поиска новых, нестандартных идей.

Конкурс Tile Story. Выставочный павильнон Tile of Spain на выставке Batimat, архитектор Ирина Шарипова. Проект реализован.

— А что будет с конкурсами в период кризиса?

С.К.: Могу предположить, что в период кризиса будет больше как открытых конкурсов, так и закрытых бесплатных тендеров где будут выбираться 5-6 игроков, им будут ставиться задачи и ценовые условия. Я бы на месте заказчиков так бы и делал. Кроме того, не нужно забывать, что у каждого открытого конкурса всегда есть маркетинговая составляющая, PR-эффект. Когда мы обсуждаем с заказчиком возможный конкурс, мы всегда говорим, что у него всегда есть возможность «убить двух зайцев». Например, для нашего конкурса на дизайн светильника для итальянской компании Linea Light, результат для заказчика был неожиданный. Итальянцы в начале сильно сомневались, делать ли им конкурс, потому что они считали, что в России никто не предложит дизайн-идеи, которые были бы лучше чем идей итальянских дизайнеров. Но они согласились сыграть с нами в эту конкурсную историю скорее из-за PR-составляющей. В результате выбрали не одного, а даже двух победителей, отвезли их на свою фабрику, довели до ума концепции и запустили их в производство. Светильники, изготовленные по проектам наших дизайнеров в Италии, выставлялись на международной выставке iSaloni в Милане, а теперь они успешно продаются в Европе.

В этом смысле кризис конкурсам не помеха, а скорее даже подспорье.